Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Ульяновской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

Статья начальника Отдела внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Ульяновской области Трифанова А.В. «Внутренний контроль (аудит) при совершенствовании казначейской системы»

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ (АУДИТ) ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ

Внастоящее время вРоссийской Федерации продолжается реформирование бюджетного процесса исистемы государственного управления. Практически нет ниодного федерального министерства или ведомства, которого быне коснулась реформа. Осуществляются преобразования ив системе Федерального казначейства, происходит дальнейшая оптимизация его деятельности. Натерритории Ульяновской области Федеральное казначейство представлено своим территориальным органом— Управлением Федерального казначейства поУльяновской области, сдеятельностью которого многие врегионе знакомы.

Врамках возложенных задач, всоответствии сбюджетным законодательством, Управление осуществляет кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, бюджета субъекта РФи бюджетов муниципальных образований натерритории Ульяновской области, и, вслучаях, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляет учет операций сосредствами юридических лиц, неявляющихся получателями бюджетных средств. Кроме того, осуществляет учет доходов, поступивших вбюджетную систему Российской Федерации иих распределение между бюджетами. Важной задачей также является составление ипредоставление вМежрегиональное операционное управление Федерального казначейства бюджетной отчетности окассовом исполнении федерального бюджета натерритории Ульяновской области, консолидированной отчетности пооперациям кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта РФи местных бюджетов.

Вцелях осуществления управленческого контроля иповышения эффективности деятельности ведомства пореализации возложенных нанего задач ворганах Федерального казначейства действует система внутреннего контроля иаудита, главными целями которой являются: обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации, повышение эффективности деятельности, повышение качества осуществления государственных функций.

Система внутреннего контроля иаудита призвана оценивать результаты функциональной деятельности, втом числе поосуществлению финансового, административного итехнологического контроля ворганах Федерального казначейства. Наоснове полученных данных руководство ведомства, иУправления вчастности, имеет возможность принимать решения омерах посовершенствованию своей деятельности, повышению её эффективности, атакже качества предоставляемых услуг.

Значительные изменения вподходах куправлению ииспользованию финансовых ресурсов вгосударственном секторе, возможность применения современных информационных технологий, тенденции развития контрольной деятельности всторону смещения акцента споследующего напредварительный контроль требуют совершенствования системы внутреннего контроля иаудита вказначействе.

Вцелях наиболее эффективного использования финансовых ресурсов внастоящее время осуществляется переход отинспекторской работы кпроведению проверок надистанционном уровне. Тем более, что врамках модернизации ведомства Казначейством России успешно завершено внедрение навсей территории страны ивведено вэксплуатацию централизованное программное обеспечение— Автоматизированная система Федерального казначейства (АСФК).

Ульяновская область относится кодному изтрёх регионов, где силами сотрудников Управления Федерального казначейства посубъекту РФпри участии разработчиков осуществлялись отладка, пилотное внедрение изапуск этого программного комплекса впостоянную эксплуатацию. Управление Федерального казначейства поУльяновской области перешло наработу вАСФК с01 января 2010 года.

Уже практически четыре года использования данного ППО натерритории Ульяновской области позволили Управлению пересмотреть методы контрольной работы иприменить преимущества АСФК напрактике. Появились новые возможности впостроении системы внутреннего контроля иаудита вчасти оперативного осуществления проверок исполнения казначейством функций покассовому обслуживанию исполнения бюджетов всех уровней, атакже пообслуживанию неучастников бюджетного процесса.

ВУправлении Федерального казначейства поУльяновской области с2011 года понастоящее время функционирует система внутреннего контроля (аудита) деятельности территориальных отделов, которая основана наосуществлении дистанционного оперативного выборочного контроля сотрудниками контрольно-аудиторского подразделения Управления соблюдения территориальными отделами Управления положений нормативных актов при осуществлении иучёте операций налицевых счетах участников инеучастников бюджетного процесса.

Организация данной системы оперативного контроля вУправлении направлена навыполнение следующих целей:

  • обеспечения законности иэффективности осуществления Управлением полномочий вустановленной сфере деятельности;
  • наиболее раннего выявления возможных нарушений инедостатков при осуществлении территориальными отделами Управления своей деятельности;
  • совершенствования системы управления иповышения результативности деятельности Управления.

При реализации поставленных целей путем организации системы оперативного контроля Управлением выполняются следующие функции:

  • осуществление контроля засоблюдением установленного порядка исполнения процессов ипроцедур, административных ииных регламентов, проведения иучета соответствующих операций исоблюдения полномочий при ихпроведении;
  • осуществление анализа выявленных нарушений инедостатков вдеятельности территориальных отделов Управления, атакже причин, лежащих воснове нарушений, ивнесение предложений для принятия мер поих предупреждению;
  • обеспечение осуществления процедур выявления, оценки иминимизации рисков, возникающих при осуществлении Управлением полномочий вустановленной сфере деятельности;
  • предоставление руководству Управления объективной информации орезультатах оперативного контроля вУправлении вчасти соблюдения законодательных инормативных правовых актов, эффективности осуществляемых процессов, атакже предложений для принятия необходимых управленческих решений.

Оперативный контроль производится ответственным сотрудником Отдела внутреннего контроля иаудита Управления ежедневно сиспользованием ППО АСФК втечение операционного дня, следующего заднём проведения операций полицевому счету клиента, наосновании данных, зарегистрированных впрограммном комплексе.

При оперативном контроле ответственным сотрудником Отдела внутреннего контроля иаудита осуществляется проверка:

1) соблюдения требований, установленных действующими порядками санкционирования оплаты денежных обязательств клиентов посоответствующим бюджетам, порядками осуществления кассовых выплат засчёт средств юридических лиц, неявляющихся участниками бюджетного процесса;

2) правильности зачисления сумм, поступивших насчета №№40105, 40201, 40204, 40501, 40701, всоответствии стребованиями нормативно-правовых актов;

3) правомерности исвоевременности возврата клиентам документов без исполнения, атакже соблюдения порядка оформления Протоколов, сформированных вППО АСФК территориальными отделами Управления;

4) соблюдения установленного порядка осуществления операций поуточнению клиентами кассовых выплат и(или) кодов бюджетной классификации;

5) правильности оформления сведений опринятых бюджетных обязательствах засчет средств федерального бюджета всоответствии сустановленными требованиями;

6) соблюдения сроков направления клиентам выписок иотчетов осостоянии лицевого счета клиента, сформированных территориальными отделами Управления вППО АСФК инаправленными ихклиентам вэлектронном виде.

Таким образом, применяемая система контроля направлена наповышение эффективности деятельности как территориальных отделов, так иУправления вцелом, выявление, устранение, предупреждение ипресечение нарушений инедостатков вдеятельности поисполнению функциональных обязанностей.

После внедрения Автоматизированной системы Федерального Казначейства, врамках внутреннего контроля иаудита был проведен анализ оценки эффективности использования финансовых инефинансовых ресурсов, оценки целесообразности проводимых процессов иопераций, который позволил сделать выводы овозможности значительного сокращения численности государственных служащих органов Федерального казначейства натерритории Ульяновской области, атакже опостроении системы эффективного контроля задеятельностью каждого государственного служащего Управления. Врезультате проведенной оптимизации численность сотрудников в2011 году была фактически сокращена на19,7 %, в2012 году еще на9,6%. Адальнейшее развитие системы внутреннего контроля иаудита вУправлении позволило перейти ксистеме стимулирования сотрудников взависимости от эффективности ирезультативности ихдеятельности.

Вусловиях автоматизации ответственность каждого государственного служащего территориальных органов Федерального казначейства закачественное выполнение возложенных нанего функций значительно повышается. Вэтой связи система внутреннего контроля иаудита играет ещё более важную роль. Она должна нетолько выполнять контрольную функцию, нотакже обеспечить открытость ипрозрачность деятельности Управления. Любое заинтересованное лицо может ознакомиться синформацией оработе УФК поУльяновской области, которая размещена наофициальном сайте всети Интернет поадресу ulyanovsk.roskazna.ru всоответствующих разделах понаправлениям деятельности.

Начальник отдела внутреннего контроля иаудита Управления Федерального казначейства поУльяновской области А.В.Трифанов