Федеральное казначейство
официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru
21 ноября 2011 года принят Федеральный закон № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), направленный на создание условий получения бесплатной юридической помощи для малоимущих и иных социально незащищённых категорий граждан. Федеральный закон не регулирует вопросы оказания бесплатной юридической помощи в уголовном и административном судопроизводстве.
Федеральным законом предусматривается возможность получения гражданами бесплатной юридической помощи в государственной и негосударственной системах бесплатной юридической помощи.
Государственная система бесплатной юридической помощи формируется в составе следующих участников: органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, органов управления государственных внебюджетных фондов, государственных юридических бюро и адвокатов. В регионах Российской Федерации государственная система бесплатной юридической помощи создается и финансируется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Негосударственная система формируется на добровольной основе в составе юридических клиник, созданных образовательными организациями высшего образования, и негосударственных центров бесплатной юридической помощи, создаваемых некоммерческими организациями, профессиональными объединениями юристов.
Координация работы по реализации Федерального закона возложена на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти — Министерство юстиции Российской Федерации.
Организация деятельности участников государственной системы в регионе должна осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и регулироваться законодательством каждого региона.
Согласно положениям статьи 16 Федерального закона федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им учреждениями, органами управления государственных внебюджетных фондов бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам Российской Федерации в виде правового консультирования в устной и письменной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Помимо консультирования бесплатная юридическая помощь в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях оказывается гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:
1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума;
2) инвалиды I и II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
5) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
6) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
7) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
8) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
9) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
10) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
11) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:
а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;
б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;
е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;
12) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Оказание бесплатной юридической помощи осуществляется на основании обращения граждан, в котором выражена просьба об оказании бесплатной юридической помощи. К такому обращению должны быть приложены следующие документы:
Одновременно с предоставлением оригиналов документов гражданин предоставляет их копии.
Основания отказа в оказании гражданам бесплатной юридической помощи:
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации определены основные права и свободы человека и гражданина.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации предоставлено право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Федеральным законом установлены случаи и порядок оказания юридической помощи бесплатно.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу судебные постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В целях реализации указанных норм законодательства Российской Федерации и обеспечения прав граждан на получение присужденных денежных средств органы Федерального казначейства организуют исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и на средства бюджетных и автономных учреждений, по месту открытия лицевых счетов должников в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ), регулирующей порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Федеральный закон № 83-ФЗ), а также Административным регламентом исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 сентября 2008 года № 99н (далее — Административный регламент) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Реализация гражданами прав на получение присужденных денежных средств осуществляется в порядке, установленном вышеуказанными нормативными правовыми актами, которыми также определены обязанности органов Федерального казначейства, казенных, бюджетных и автономных учреждений, являющихся должниками в соответствии с судебными актами.
Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Статьей 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Управление Федерального казначейства по Ульяновской области (далее — Управление) является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Ульяновской области, и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона бесплатная юридическая помощь оказывается только по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
Управление реализует в пределах своей компетенции полномочия и права Федерального казначейства, определяемые БК РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе», законами субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, правовыми актами представительного органа местного самоуправления о бюджете муниципального образования, Положением об Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области, утвержденным приказом Федерального казначейства от 27 декабря 2013 года № 316 «Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых Приказов Федерального казначейства» (далее — Положение) и другими нормативными правовыми актами.
Положением определены основные задачи деятельности Управления, к которым относятся:
Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
Управление взаимодействует в пределах своей компетенции с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственными органами субъектов Российской Федерации), органами местного самоуправления (муниципальными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Банком России и его территориальными учреждениями, иными организациями.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам исполнения соответствующих бюджетов, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами Федерального казначейства и Положением об Управлении.
Руководство деятельностью Управления осуществляет руководитель Управления.
Согласно статье 8 Федерального закона в Управлении все виды бесплатной юридической помощи могут оказывать сотрудники Юридического отдела Управления, имеющие высшее юридическое образование.
Письменное обращение гражданина может быть направлено по адресу Управления: 432017, г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 50/1.
Гражданин вправе обратиться за бесплатной юридической помощью в устной форме по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 50/1, кабинеты 316, 318, 320, в часы приема: с 8-00 до 17-00 (в пятницу до 16-00), обеденный перерыв с 12-30 до 13-18.
В целях повышения эффективности и результативности организации исполнения судебных актов, прозрачности процедур исполнения этих судебных актов для заинтересованных лиц Министерством финансов Российской Федерации утвержден Административный регламент.
В случае, если орган Федерального казначейства в соответствии со статьей 166.1 БК РФ и на основании соглашения, заключенного с органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) открывает и ведет лицевые счета получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), то положения Административного регламента распространяются на организацию исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета.
Под государственной функцией исполнения судебных актов понимается процесс организации органом Федерального казначейства исполнения должником требований судебного акта по перечислению денежных средств в пользу взыскателя, в соответствии с порядком, установленным БК РФ (далее — государственная функция).
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24 БК РФ.
Порядок исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений, регулируется частью 20 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ.
Согласно части 3.19 статьи 2 Федерального закона от 03 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» обращение взыскания на средства автономных учреждений, лицевой счет которым открыт в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному для бюджетных учреждений.
Результатом исполнения государственной функции по организации исполнения судебных актов является перечисление должником денежных средств в пользу взыскателя.
Исполнение органами Федерального казначейства государственной функции осуществляется на безвозмездной основе.
Подробное описание процедуры исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на средства бюджетных и автономных учреждений, содержится в подразделе «Взыскание на средства федерального бюджета» раздела «Прием обращений» официального сайта Управления и на соответствующих стендах в зданиях Управления и отделов Управления, расположенных на территории Ульяновской области.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Основания, условия и порядок обжалования гражданами решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц в судебном порядке предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ).
Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) Управления, его должностного лица, если считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Административное исковое заявление подается гражданином в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ.
Административное исковое заявление может быть подано гражданином в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
В случае, если оспариваемым решением, действием (бездействием) затрагиваются права и законные интересы гражданина в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обжалование таких решений, действий (бездействия) осуществляется в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Граждане вправе подать жалобу на решения и действия Управления и его должностных лиц в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 59-ФЗ). Просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц, содержащаяся в обращении гражданина, рассматривается в Управлении в порядке, установленном Федеральным законом № 59-ФЗ.
Административным регламентом установлено, что решения должностных лиц органов Федерального казначейства, принятые в ходе организации исполнения судебных актов, могут быть обжалованы заявителем также в досудебном порядке.
Заявитель вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Управления, связанные с организацией исполнения судебных актов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Должностные лица органа Федерального казначейства организуют личный прием заявителей.
Информация о месте, днях и часах приема заявителей должностными лицами Управления устанавливается локальным актом и размещается на официальном сайте Управления и информационном стенде.
При подаче жалобы в письменной форме срок ее рассмотрения не превышает 30 календарных дней со дня регистрации в Управлении.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса о предоставлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения, руководитель Федерального казначейства, руководитель Управления вправе продлить срок его рассмотрения, но не более чем на 30 дней, с одновременным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения его обращения.
Заявитель в жалобе в обязательном порядке указывает:
Дополнительно, в целях сокращения срока рассмотрения жалобы Федеральным казначейством или Управлением, заявителем могут быть указаны:
В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к жалобе документы и материалы либо их копии.
По результатам рассмотрения жалобы должностным лицом Управления принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе.
Жалоба не рассматривается Управлением по существу и ответ на нее не дается в случае, если:
Если в жалобе заявителя содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель Управления вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же орган Федерального казначейства или одному и тому же должностному лицу, при этом Управление уведомляет заявителя о принятом решении.
Если причины, по которым жалоба не могла быть рассмотрена по существу, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить жалобу.
Граждане вправе обжаловать решения, действия (бездействие) должностных лиц органов Федерального казначейства, принятые в ходе организации исполнения судебных актов, в судебном порядке.
Орган Федерального казначейства размещает на официальном сайте и информационном стенде наименование и адреса судов, которым подсудны дела об обжаловании решений, действий (бездействия) должностных лиц органов Федерального казначейства, принятых в ходе организации исполнения судебных актов.
Заявители могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, неправомерных решениях, действиях (бездействии) должностных лиц Управления, нарушении положений Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики по номерам телефонов, указанных в указанном Административном регламенте, и по электронной почте Управления через Интернет-сайт в порядке, предусмотренном пунктами 8, 72-75 Административного регламента.
Федеральное казначейство в пределах своих полномочий обеспечивает рассмотрение жалоб граждан и организаций, поступивших непосредственно в адрес Федерального казначейства или направленных ему по принадлежности.
Обращения, содержащие обжалование действий (бездействия) сотрудников органов Федерального казначейства по вопросам организации исполнения судебных актов, направляются в Юридическое управление Федерального казначейства для рассмотрения и подготовки ответа. В этом случае ответ заявителю дается руководителем Федерального казначейства с информированием его о принятом решении.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1 БК РФ.
Порядок исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных (автономных) учреждений, регулируется частью 20 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ.
С исполнительным документом, должником по которому является казенное учреждение, орган государственной власти, орган местного самоуправления, бюджетное и автономное учреждение гражданин вправе обратиться в Управление при условии, что в Управлении открыт лицевой счет должника.
Перечень организаций, лицевые счета которым открыты в Управлении, размещен на информационном стенде в здании Управления, а также на официальном сайте Управления.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 БК РФ), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя. Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с копией определения суда о его выдаче.
Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, направляется на исполнение судом независимо от просьбы взыскателя. К такому исполнительному документу должна быть приложена копия судебного акта, на основании которого он выдан.
В случае обращения гражданина с исполнительным документом, должником по которому является бюджетное (автономное) учреждение, к исполнительному документу должно быть приложено заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности, удостоверяющей полномочия представителя.
Вышеуказанные документы могут быть представлены гражданином лично или через представителя, либо отправлены по почте.
Типичные ошибки, допускаемые гражданами при предъявлении исполнительных листов в Управление:
В случае возникновения вопросов по порядку исполнения судебных актов, более подробную информацию можно найти на информационном стенде, оформленном в соответствии с требованиями Административного регламента, и на официальном сайте Управления.